я-удовольствие это:

я-удовольствие
- Я-УДОВОЛЬСТВИЕ - Я-РЕАЛЬНОСТЬ Нем.: Lust-Ich - Real-Ich. - Франц.: moi-plaisir - moi-rйalitй. -Англ.: pleasure-ego - reality-ego. - Исп.: yo placer - yo realidad. - Итал.: io-piacere - io realtа. - Португ.: ego-prazer - ego-realidade.
• Термины, которыми Фрейд обозначает становление отношений субъекта к внешнему миру и его доступа к реальности. Эти термины всегда противопоставляются друг другу, но понимаются при этом столь различно, что дать их однозначное определение не представляется возможным, причем из-за перекрещивания значений невозможно вычленить и нескольких различных определений.
• Противопоставление между Я-удовольствием и Я-реальностью было развито Фрейдом преимущественно в работах «О двух принципах функционирования психики» (Formulierungen ьber die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911), «Влечения и судьбы влечений» (Triebe und Triebschicksale, 1915), «Отрицание» (Die Verneinung, 1925). Прежде всего отметим, что эти тексты, написанные в различные периоды творчества Фрейда, тесно связаны друг с другом: переход от первой топики ко второй не вызывает никаких изменений в определении Я.
1) В работе «О двух принципах функционирования психики» противоречие между Я -удовольствием и Я -реальностью связано с противоречием между принципом удовольствия* и принципом реальности*. Здесь Фрейд использовал понятия Я -удовольствие и Я -реальность для описания эволюции влечений Я*. Влечения, которые поначалу соотносились с принципом удовольствия, постепенно все больше подчиняются принципу реальности, хотя этот процесс идет медленнее в случае сексуальных влечений (которые вообще трудно поддаются «обучению»), нежели в случае влечений Я. "Подобно тому, как удел Я -удовольствия -испытывать желания, стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия, так удел Я -реальности - стремиться к полезному и защищаться от вредного" (1). Отметим, что Я здесь в сущности рассматривается под углом зрения влечений, призванных снабжать его энергией; Я- удовольствие и Я -реальность - это не две различные формы Я, но скорее два способа функционирования влечений Я: сообразно принципу удовольствия и сообразно принципу реальности.
2) Во «Влечениях и судьбах влечений» во главу угла ставится также возникновение этих двух принципов, однако речь не идет ни об их сорасчленении, ни об эволюции влечений Я, но скорее о возникновении самого противопоставления между субъектом (Я) и объектом (внешний мир) в связи с противопоставлением между удовольствием и неудовольствием.
На этом пути Фрейд выделяет два этапа: на первом субъект «…сливается с тем, что ему приятно, а внешний мир - с тем, что ему безразлично» (2а); на втором этапе субъект и внешний мир (приятное) вместе противопоставляются тому, что неприятно. На первом этапе субъект выступал как Я -реальность, на втором - как Я -удовольствие: последовательность терминов здесь обратна той, что мы видим в «Двух принципах функционирования психики», причем и сами термины (в особенности Я -реальность) понимаются иначе: противопоставление между Я -реальностью и Я -удовольствием здесь возникает раньше принципа реальности, так что переход от Я -реальности к Я -удовольствию «…направляется принципом удовольствия» (2b).
Фрейд пользовался выражением "изначальная Я -реальность", поскольку "…оно отличает внутреннее от внешнего посредством надежного объективного критерия (2с), и это можно понять так: изначально объективная позиция состоит в том, что субъект, испытывая чувства удовольствия и неудовольствия, не пытается представить их как свойства внешнего мира, который сам по себе нейтрален.
Как же строится Я -удовольствие? Субъект, как и внешний мир, расщеплен на приятную и неприятную* части. На этой основе происходит новое расчленение, в результате которого сам субъект сливается с тем, что ему приятно, а мир - с тем, что неприятно. Это расчленение происходит путем интроекции* той части объектов внешнего мира, которые порождают удовольствие, и проекции* (выноса вовне) всего того, что причиняет неудовольствие. Вследствие этой новой позиции субъекта Я -удовольствие предстает в «очищенном» от всего неприятного виде.
Таким образом, во «Влечениях и судьбах влечений» понятие Я -удовольствие означает не только Я, управляемое принципом неудовольствие-удовольствие, но и Я, отождествляемое с приятным в противоположность неприятному. В этом случае здесь опять-таки противополагаются два этапа эволюции Я, только на этот раз они определены изменениями границ и содержания Я.
3) В «Отрицании» Фрейд по-прежнему пользовался разграничением между Я -удовольствием и Я -реальностью, развивая тот же подход, что и во «Влечениях и судьбах влечений»: как строится противоположность между субъектом и внешним миром? Само выражение "изначальная Я -реальность" больше не используется, хотя Фрейд вряд ли отказался от этой мысли: ведь он по-прежнему считал, что субъект изначально имеет доступ к объективной реальности: «С самого начала представление выступает как ручательство за реальность представленных предметов» (ЗЬ).
На втором этапе Я -удовольствие описывается в тех же понятиях, что и во «Влечениях и судьбах влечений»: "Изначальное Я -удовольствие /…/ стремится включить в себя все хорошее и выбросить из себя все плохое. Поначалу плохое, чуждое Я и находящееся вне Я для него тождественны" (Зb).
"Я -реальность в окончательной форме" должна была бы соответствовать третьему этапу, на котором субъект стремится найти реальный объект, соответствующий его представлению об объекте, ранее приносившем удовольствие и затем утраченном (см.: Опыт удовлетворения); именно на это опирается испытание реальности*.
Этот переход от Я -удовольствия к Я -реальности зависит, как это показано в работе «О двух принципах функционирования психики», от установления принципа реальности.
Противоположность между Я -удовольствием и Я -реальностью никогда не включалась в метапсихологические взгляды Фрейда и особенно в его теорию Я как инстанции психического аппарата. Если бы это удалось сделать, это позволило бы разрешить многие трудности психоаналитической теории Я. В самом деле:
1) взгляды Фрейда на эволюцию Я -удовольствия-Я -реальности представляют собой попытку наметить момент перехода (быть может, мифического) или скорее путь развития от биопсихологического индивида (сходного, как мы полагаем, с изначальной Я -реальностью, о которой говорит Фрейд) к Я как отдельной инстанции.
2) По Фрейду, механизмом такого перехода служат простейшие психические операции интроекции и проекции, посредством которых создаются границы Я, предполагающие расчленение внутреннего и внешнего.
3) Помимо того, заслуга фрейдовского подхода в том, что он развеял обременительную для психоаналитической теории путаницу вокруг таких понятий, как «первичный нарциссизм»*, в котором нередко видели некое изначальное состояние, во время которого индивид не имел никакого, пусть даже самого ограниченного, доступа к внешнему миру.

Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа. . 1998.

Смотреть что такое "я-удовольствие" в других словарях:

  • я-реальность — Я УДОВОЛЬСТВИЕ Я РЕАЛЬНОСТЬ Нем.: Lust Ich Real Ich. Франц.: moi plaisir moi rйalitй. Англ.: pleasure ego reality ego. Исп.: yo placer yo realidad. Итал.: io piacere io realtа. Португ.: ego prazer ego realidade. • Термины, которыми Фрейд… …   Словарь по психоанализу

  • я — Нем.: Ich. Франц.: moi. Англ.: ego. Исп.: уо. Итал.: io. Португ.: ego • Инстанция, которую Фрейд в своей второй теории психического аппарата отличает от Оно и от Сверх Я. С точки зрения топики, Я зависит как от требований Оно, так и от… …   Словарь по психоанализу

  • УДОВОЛЬСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ. Слово удовольствие возникло, по видимому, в период так называемого второго югославянского влияния, т. е. в XV XVI вв. Во всяком случае, оно не зарегистрировано И. И. Срезневским в его «Материалах». Между тем известно, что… …   История слов

  • Удовольствие —  Удовольствие  ♦ Plaisir    Один из основных аффектов, в силу этого трудно поддающийся определению. Скажем так: удовольствие есть аффект, противостоящий боли, доставляющий нам радость, вызывающий одобрение; это приятное осуществление желания.… …   Философский словарь Спонвиля

  • удовольствие — я, с. 1) только ед. Чувство удовлетворения и радости от приятных ощущений, переживаний. С удовольствием выполнить просьбу друзей. Работать без всякого удовольствия. Во многих из своих произведений Байрон настаивает на почти постоянном ощущении… …   Популярный словарь русского языка

  • УДОВОЛЬСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ, удовольствия, ср. 1. только ед. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. «Он испытывал удовольствие, бичуя себя.» Максим Горький. «Белебухин просиял от удовольствия.» Чехов. «Игра на рожке… …   Толковый словарь Ушакова

  • УДОВОЛЬСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ, я, ср. 1. Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Испытать, получить у. 2. Забава, развлечение. Доставить детям много удовольствий. • Дорогое удовольствие (разг.) о том, что обходится дорого, стоит больших усилий …   Толковый словарь Ожегова

  • удовольствие — я; ср. 1) Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний. Доставить большое удово/льствие кому л. Получить удово/льствие от встречи, от поездки, от работы. Находить удово/льствие в работе, в чтении книг. Иметь удово/льствие видеть… …   Словарь многих выражений

  • Удовольствие мыслить иначе (фильм) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Удовольствие —         Стремление к удовольствию вообще: желание, внутренняя потребность в чем то, полное ожидания предвкушение радости, напряженное эмоциональное состояние, которое требует разрешения и переживается в основном как нечто приятное, стимулирующее …   Сексологическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «я-удовольствие» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»