- я-реальность
- - Я-УДОВОЛЬСТВИЕ - Я-РЕАЛЬНОСТЬ Нем.: Lust-Ich - Real-Ich. - Франц.: moi-plaisir - moi-rйalitй. -Англ.: pleasure-ego - reality-ego. - Исп.: yo placer - yo realidad. - Итал.: io-piacere - io realtа. - Португ.: ego-prazer - ego-realidade.• Термины, которыми Фрейд обозначает становление отношений субъекта к внешнему миру и его доступа к реальности. Эти термины всегда противопоставляются друг другу, но понимаются при этом столь различно, что дать их однозначное определение не представляется возможным, причем из-за перекрещивания значений невозможно вычленить и нескольких различных определений.• Противопоставление между Я-удовольствием и Я-реальностью было развито Фрейдом преимущественно в работах «О двух принципах функционирования психики» (Formulierungen ьber die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911), «Влечения и судьбы влечений» (Triebe und Triebschicksale, 1915), «Отрицание» (Die Verneinung, 1925). Прежде всего отметим, что эти тексты, написанные в различные периоды творчества Фрейда, тесно связаны друг с другом: переход от первой топики ко второй не вызывает никаких изменений в определении Я.1) В работе «О двух принципах функционирования психики» противоречие между Я -удовольствием и Я -реальностью связано с противоречием между принципом удовольствия* и принципом реальности*. Здесь Фрейд использовал понятия Я -удовольствие и Я -реальность для описания эволюции влечений Я*. Влечения, которые поначалу соотносились с принципом удовольствия, постепенно все больше подчиняются принципу реальности, хотя этот процесс идет медленнее в случае сексуальных влечений (которые вообще трудно поддаются «обучению»), нежели в случае влечений Я. "Подобно тому, как удел Я -удовольствия -испытывать желания, стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия, так удел Я -реальности - стремиться к полезному и защищаться от вредного" (1). Отметим, что Я здесь в сущности рассматривается под углом зрения влечений, призванных снабжать его энергией; Я- удовольствие и Я -реальность - это не две различные формы Я, но скорее два способа функционирования влечений Я: сообразно принципу удовольствия и сообразно принципу реальности.2) Во «Влечениях и судьбах влечений» во главу угла ставится также возникновение этих двух принципов, однако речь не идет ни об их сорасчленении, ни об эволюции влечений Я, но скорее о возникновении самого противопоставления между субъектом (Я) и объектом (внешний мир) в связи с противопоставлением между удовольствием и неудовольствием.На этом пути Фрейд выделяет два этапа: на первом субъект «…сливается с тем, что ему приятно, а внешний мир - с тем, что ему безразлично» (2а); на втором этапе субъект и внешний мир (приятное) вместе противопоставляются тому, что неприятно. На первом этапе субъект выступал как Я -реальность, на втором - как Я -удовольствие: последовательность терминов здесь обратна той, что мы видим в «Двух принципах функционирования психики», причем и сами термины (в особенности Я -реальность) понимаются иначе: противопоставление между Я -реальностью и Я -удовольствием здесь возникает раньше принципа реальности, так что переход от Я -реальности к Я -удовольствию «…направляется принципом удовольствия» (2b).Фрейд пользовался выражением "изначальная Я -реальность", поскольку "…оно отличает внутреннее от внешнего посредством надежного объективного критерия (2с), и это можно понять так: изначально объективная позиция состоит в том, что субъект, испытывая чувства удовольствия и неудовольствия, не пытается представить их как свойства внешнего мира, который сам по себе нейтрален.Как же строится Я -удовольствие? Субъект, как и внешний мир, расщеплен на приятную и неприятную* части. На этой основе происходит новое расчленение, в результате которого сам субъект сливается с тем, что ему приятно, а мир - с тем, что неприятно. Это расчленение происходит путем интроекции* той части объектов внешнего мира, которые порождают удовольствие, и проекции* (выноса вовне) всего того, что причиняет неудовольствие. Вследствие этой новой позиции субъекта Я -удовольствие предстает в «очищенном» от всего неприятного виде.Таким образом, во «Влечениях и судьбах влечений» понятие Я -удовольствие означает не только Я, управляемое принципом неудовольствие-удовольствие, но и Я, отождествляемое с приятным в противоположность неприятному. В этом случае здесь опять-таки противополагаются два этапа эволюции Я, только на этот раз они определены изменениями границ и содержания Я.3) В «Отрицании» Фрейд по-прежнему пользовался разграничением между Я -удовольствием и Я -реальностью, развивая тот же подход, что и во «Влечениях и судьбах влечений»: как строится противоположность между субъектом и внешним миром? Само выражение "изначальная Я -реальность" больше не используется, хотя Фрейд вряд ли отказался от этой мысли: ведь он по-прежнему считал, что субъект изначально имеет доступ к объективной реальности: «С самого начала представление выступает как ручательство за реальность представленных предметов» (ЗЬ).На втором этапе Я -удовольствие описывается в тех же понятиях, что и во «Влечениях и судьбах влечений»: "Изначальное Я -удовольствие /…/ стремится включить в себя все хорошее и выбросить из себя все плохое. Поначалу плохое, чуждое Я и находящееся вне Я для него тождественны" (Зb)."Я -реальность в окончательной форме" должна была бы соответствовать третьему этапу, на котором субъект стремится найти реальный объект, соответствующий его представлению об объекте, ранее приносившем удовольствие и затем утраченном (см.: Опыт удовлетворения); именно на это опирается испытание реальности*.Этот переход от Я -удовольствия к Я -реальности зависит, как это показано в работе «О двух принципах функционирования психики», от установления принципа реальности.Противоположность между Я -удовольствием и Я -реальностью никогда не включалась в метапсихологические взгляды Фрейда и особенно в его теорию Я как инстанции психического аппарата. Если бы это удалось сделать, это позволило бы разрешить многие трудности психоаналитической теории Я. В самом деле:1) взгляды Фрейда на эволюцию Я -удовольствия-Я -реальности представляют собой попытку наметить момент перехода (быть может, мифического) или скорее путь развития от биопсихологического индивида (сходного, как мы полагаем, с изначальной Я -реальностью, о которой говорит Фрейд) к Я как отдельной инстанции.2) По Фрейду, механизмом такого перехода служат простейшие психические операции интроекции и проекции, посредством которых создаются границы Я, предполагающие расчленение внутреннего и внешнего.3) Помимо того, заслуга фрейдовского подхода в том, что он развеял обременительную для психоаналитической теории путаницу вокруг таких понятий, как «первичный нарциссизм»*, в котором нередко видели некое изначальное состояние, во время которого индивид не имел никакого, пусть даже самого ограниченного, доступа к внешнему миру.
Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа. Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис.. 1998.